- Если не существует списка, тогда что обязательно должен прочесть школьник? Александр Генис: Да ничего. Мы все время говорим о том, какой пример нужно решить. Нужно не пример решить, нужно найти принцип, который позволяет решить любой пример. В истории литературы нужно знать принципы ее построения. Вы должны представлять себе, как построена литература. Вот если бы я был учителем школы, и мне бы сказали: «Проведи урок». Давайте возьмем пять классических русских произведений, и даже можете не знать их и не читать. Давайте возьмем первое предложение и представим себе, что из этого можно сделать. Как детективы пишутся. Возьмем знаменитое начало из «Анны Карениной»: «Все смешалось в доме Облонских». И представьте себе, что потом может выясниться! Что это книга не про Облонского вообще. Толстой надул с самого начала! Или «Мой дядя самых честных правил». Почему дядя? Дяди больше нет. Я импровизирую. Но если мы поставим задачу — изучить начало, как мы входим в книгу, то урок будет называться «Начало». После этого каждому дается задание: пусть он напишет пять своих начал тех книг, которые он когда-нибудь напишет. Я вас уверяю, что после такого урока человек иначе будет смотреть на книжку. Он откроет книгу в магазине, посмотрит на ее первые строчки, и она задумает над тем, почему начинается так, а не иначе. Может начинаться занудно, как начинается «Кармен». Как писатель обманывает, заманивает. Или, например, он настолько уверен в себе, что знает, что его не бросят. Как начинаются «Братья Карамазовы»? Как будто анкету заполняет Достоевский. Посмотрите, что развернется потом! Сразу чувствуется уверенность мастера. Или взять пять чеховских рассказов, посмотреть, как они начинаются. Школа и должна быть интересной. Такие уроки принесли бы больше пользы, чем говорить о роли народа в «Евгении Онегине».

Теги других блогов: уроки от александра гениса